Детско-родительский
творческий проект
«Сказки Пушкина»
Развитие
нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 3 месяца
Участники: дети логопедической группы, воспитатели,
воспитатель ИЗО, музыкальный руководитель,
родители,
Образовательная область: знакомство с
художественной литературой, развитие
речи, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание.
Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания
чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы,
живописи, музыки, научить понимать, что
чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых
художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в
изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце –
движения. Каждый вид искусства уникален,
но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо
видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой,
обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких
творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин.
Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик
в душе, как взрослого, так и ребенка.
Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка
как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира
растущего человека.
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через
знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- приобщение
детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества
А.С.Пушкина;
- развитие творческих способностей, фантазии
детей;
- содействие
гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
- познакомить
с творчеством А.С.Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического
опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить
детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный
запас детей.
- формировать умение выразительно
читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление,
фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими
произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со
взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями;
к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для
развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие
совместного творчества родителей и детей;
- развивать у
родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать
с ним предстоящую работу;
- заинтересовать
родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: сборники сказок А.С.Пушкина; иллюстрации к
сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина; аудиозаписи
классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса; методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина,
к русской литературе;
- развитие у
детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных
навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной
речи детей.
- содействие
творческому развитию детей;
- развитие
эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация
отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
- изготовление макетов «Лукоморье», «Ель растет перед
дворцом», картины
« По сказкам Пушкина»; игрушек «Золотая рыбка»,
«Золотой петушок»
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам
А.С Пушкина.
Презентация проекта:
- оформление выставки «По дорогам сказок А.С.Пушкина»;
- открытое занятие « Люблю я Пушкина творенья» ;
- развлечение « Что за прелесть эти сказки!»
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома
читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей,
средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор
методической, художественной литературы , иллюстративного,
музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной
деятельности;
- составление плана работы
Основной :
Работа
на занятиях.
Раздел
программы
|
Тема занятия
|
Ответственный
|
Худ. литература
|
1.Рассказ воспитателя о Пушкине.
2.Беседа по сказке Пушкина « Сказка о царе
Салтане…»
3.Заучивание стихотворения А.С Пушкина
« У
лукоморья дуб зеленый…»
4. Литературная викторина по сказкам
А.С.
Пушкина.
|
воспитатели
|
Развитие речи
|
1.Рассматривание портрета А.С.Пушкина, кисти
В.А.Тропинина.
2.Рассматривание иллюстраций В.Конашевича в детских
изданиях сказок А.С Пушкина
3.« Люблю я Пушкина творенья…»
|
воспитатели
|
Лепка
|
1.«Белка песенки поет, да орешки все грызет»
2.«Лукоморье»
|
воспитатели
|
Конструирование
|
1. «Флот царя Салтана»
2. « И днем и ночью кот ученый…»
3. «Золотая рыбка»
4. «Золотой петушок»
5. « Сказочные дворцы»
|
воспитатели
|
Рисование
|
1.«Ель растет перед дворцом…»
2. «По сказке о царе Салтане»
3. «У лукоморья дуб зеленый»
4. «Сказочный дворец»
5. «Петушок с высокой спицы..»
6. «Царство золотой рыбки»
7.« По дорогам сказок Пушкина»
|
воспитатель
ИЗО
|
Аппликация
|
1.«Сказочный дворец»
2.«Месяц, месяц мой дружок»
3.«Коллаж: «Герои сказок Пушкина»
|
воспитатель
ИЗО
|
Музыка6. Драматизация: «Образ Белки» (5зан.)
|
1.Слушание: «Три чуда: Белка, Богатыри,
Царевна Лебедь»;
«Полет шмеля»
« Океан
море» Н. Римского-Корсакова
(5-6зан.)
2.Импровизация полета насекомых «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова
(2зан.)
3. Игра на музыкальных инструментах:
«Во саду ли в огороде…» р.н.м.
(7-8 зан.)
4.Слушание: «Аквариум», «Лебедь»
К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» (2зан.)
5. Танец Золотой рыбки.
Муз.
К.Сен-Санса «Аквариум»
Из цикла «Карнавал животных» (5зан.)
7. Драматизация и танец трех девиц из сказки о царе
Салтане. Муз. А. Зацепина
«Разговор со счастьем» (5зан.)
8. Хоровод «Весна –красна» р.н.м. (6зан.)
9. Хоровод «Травушка- муравушка»
муз. и сл. З. Роот (6зан.)
|
Музыкальный руководитель
|
Совместная
деятельность детей и воспитателя.
1.
Чтение сказок А.С. Пушкина : « Сказка о царе Салтане, о
сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях».
2.
Рассматривание и сравнение
иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3.
Игры –драматизации
по сказкам.(«Три девицы под окном», «Гости у царя Салтана», «Петушок с
высокой спицы», «Свет мой, зеркальце, скажи» и др.)
4.
Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина .
5.
Игры на звукоподражание «Превращения князя Гвидона».
6.
Игра-фантазия "Если б я поймал золотую рыбку.”
7.
Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям
А.С. Пушкина («Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок
Пушкина» и др.)
8.
Викторина по математике «Герои сказок Пушкина в цифрах».
9.
Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина. («Первые книги»,
«Откуда брались сказки».)
10. Изготовление
макетов « У лукоморья дуб зеленый», «Ель растет перед дворцом», картины
«Сказочная страна».
11. Оформление выставки детских работ по сказкам
А.С.Пушкина.
Самостоятельная деятельность детей.
1.
Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С
Пушкина.
2.
Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование,
раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
1.
Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных
фильмов по сказкам А.С. Пушкина.
2.
Заучивание отрывков из сказок.
3.
Совместное творчество родителей и детей по изготовлению
игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
4.
Изготовление костюмов для драматизаций.
Заключительный
этап:
1.
Оформление выставки «По дорогам сказок А.С.Пушкина»;
2.
Развлечение «Что за прелесть эти сказки»
3.
Проведение итогов проектной деятельности.
|