Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
· Работа по теме самообразования не менее 1 года;
· Изучение научно-методической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
· Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
· Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
· Активное участие в работе методического объединения района;
· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
· Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:
Для молодых специалистов:
· Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
· Формирование основ педагогического мастерства;
· Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
· Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
· Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
· Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
· Проявление творческого потенциала педагога;
· Пропаганда своих достижений;
· Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
· Овладение методикой работы с детьми;
· Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
· одна из годовых задач ДОУ;
· проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
· пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Этапы самообразования
1. Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
2. План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
3. Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
5. Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических
технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и свободной деятельности по теме;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;
– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.
Основные критерии самообразования педагогов:
1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.
2. Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:
· Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;
· Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.
· Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
4. Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
· презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).
5. Составление общего плана работы педагогов по самообразованию
на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду. Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
|