Вход

Регистрация
Главная
 
Персональный сайт Киян Еленя Борисовны 
Меню сайта
Категории раздела
конспекты. [1]
мастер-класс. [2]
презентации. [1]
проекты. [2]
консультации [14]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » для воспитателей. » консультации

Самообразование, или как сформулировать методическую тему педагога.

Согласно ФГОС ДО для эффективной реали­зации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов, в т. ч. их дополнительного профессио­нального образования.

Дополнительное профессиональное образова­ние - это часть большой работы в направлении профессионального развития педагогов ДОО. Зна­чимая, но не единственная часть. Курсы повыше­ния квалификации чаще выполняют ориентировочную, информационную функцию. А реализовыватьна практике теоретические выкладки и положе­ния, новые требования к организации образова­тельного процесса, осваивать современные тех­нологии, применять новые методы и приемы педагогу предстоит самостоятельно.

Чтобы воспитатели смогли успешно справить­ся с профессиональными задачами, а дошкольная образовательная организация из режима функци­онирования перешла в режим развития, в ДОО выстраивается система методического сопровождения педагогов. Центральное место в ней занимает индивидуальный план (или про­грамма) профессионального развития воспитате­ля. И это не случайно.

Самообразование - один из самых эффектив­ных видов образования. Его смысл в том, что че­ловек сам ставит цель, выбирает средства, опти­мальный темп усвоения знаний и приобретения умений.

Знания, полученные в результате самообразо­вания, самые сохраняемые, т. к. они построены по индивидуальному проекту. Именно в процес­се самообразования педагог приобретает компе­тенции, которые необходимы ему в практической профессиональной деятельности.

Индивидуальный план профессионального развития может быть построен на основе разных мо­делей. Причем сложность модели не гарантирует ее эффективности. Главное, чтобы план или про­грамма давали ответы на следующие вопросы:

  • Какая проблема определена в качестве направ­ления педагогической работы?
  • Какие профессиональные задачи необходимо ре­шить?
  • Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач?
  • Какие действия будут предприняты?
  • Какие результаты ожидаются?

При разработке индивидуального плана про­фессионального развития большинство воспитателей испытывают затруднения. Причем они начина­ются уже с формулировки темы. А этот этап важен, т. к. формулировка методической темы - это определение направления деятельности.

Основные ошибки, которые допускают педагоги формулировании методической темы:

  • неактуальность рассматриваемых проблем;
  • бессодержательность формулировок;
  • некорректное использование педагогических и психологических терминов, употребление уста­ревшей терминологии и т. д.

Чтобы избежать этих ошибок, предлагаем ис­пользовать несложный алгоритм, который поможет педагогам правильно сформулировать методиче­скую тему. Существует определенный подход, ко­торый является универсальным и применим в лю­бых условиях. В чем он заключается?

Главное требование к методической теме - она должна отражать цель (Ц) педагогической деятель­ности и средства (С), при помощи которых данная цель будет достигнута.

Например, в методической теме «Эксперимен­тирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрас­та» отражена цель - развитие познавательной ак­тивности и средство, при помощи которого эта цель достигается, - организация экспериментиро­вания. Кроме того, в формулировке конкретизиру­ется, в рамках какой возрастной категории воспи­татель планирует провести работу.

Формулировка методической темы (МТ) может быть построена двумя способами:

Ц + С или С + Ц

В первом случае логические части методиче­ской темы обычно соединяются при помощи свя­зок «через», «в», «на основе», «в процессе».

Во втором случае это будут связки «как сред­ство», «как инструмент» и т. д.

Однако педагогу необходимо знать, где взять правильные (корректные и современные) форму­лировки целей и что служит средством их дости­жения

С целями достаточно просто - они определе­ны ФГОС ДО. Тот факт, что целевые ориентиры сформулированы объемно, не препятствие. Нуж­ную формулировку всегда можно «извлечь» и кон­кретизировать.

Приведем примеры формулировок целевой части методической темы:

  • Формирование и развитие навыков взаимодей­ствия со сверстниками в... через...
  • Овладение основными культурными способами деятельности через... посредством...
  • Развитие детской инициативы и самостоятель­ности в...
  • Формирование установки положительного отно­шения к миру через...
  • Развитие детского воображения в процессе...
  • Формирование навыка следования социальным нормам в... посредством...
  • Расширение представлений о природном и со­циальном мире через...
  • Развитие волевой сферы и навыков саморегуля­ции через... в процессе...

Каждая из формулировок взята из целевых ори­ентиров. В этом можно легко убедиться, если об­ратиться к тексту ФГОС ДО.

Как определить средства достижения целей? ФГОС ДО разработан на основе целого ряда прин­ципов. Главные из них - принцип индивидуализа­ции, принцип развития и деятельностный принцип.

Образовательный процесс в ДОО - это органи­зация различных видов детской деятельности. Для достижения поставленных целей ФГОС ДО предла­гает широкий перечень видов детской деятельно­сти. Среди них есть традиционные для дошкольно­го образования (например, игровая деятельность) и относительно новые (например, проектная).

Таким образом, средством достижения целей в дошкольном образовании можно считать орга­низацию определенных ФГОС ДО специфических для дошкольного возраста видов детской деятель­ности, а также педагогические технологии, отдель­ные методы и приемы. Исходя из этого, приведем пример методической темы: «Проектная деятель­ность как средство формирования и развития у дошкольников навыков взаимодействия со свер­стниками и взрослыми».

Актуальность методической темы педагога не должна рассматриваться исключительно в раз­резе соответствия ее действующим нормативным правовым актам. Она должна быть обусловлена образовательными потребностями конкретной группы детей. Следовательно, необходимо тща­тельно анализировать результаты педагогической диагностики, которая в соответствии с положени­ями ФГОС ДО используется для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой. За­тем на основании результатов диагностики опре­делять проблемы и задачи, формулировать целе­вую часть методической темы.

Обобщим основные тезисы и сформируем шпаргалку. Она поможет педагогам сформулиро­вать методическую тему:

  • Правильная формулировка методической те­мы ориентирует педагога в его профессиональ­ном развитии (позволяет выбрать из многообра­зия направлений педагогической деятельности какое-то одно).
  • Методическая тема должна быть актуальной.
  • Методическая тема должна отражать цель пе­дагогической деятельности воспитателя и сред­ства, при помощи которых данная цель будет достигнута.
  • Целевая часть методической темы формулирует­ся на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и це­лей образовательной программы ДОО.
  • Средствами достижения целей являются опре­деленные ФГОС ДО виды детской деятельности, педагогические технологии, отдельные методы и приемы педагогической техники.

Источник: Юркова С.Г. Как сформулировать методическую тему педагога: шпаргалка для старшего воспитателя. Справочник старшего воспитателя № 9, 2016 г., стр 12-14.

Категория: консультации | Добавил: Феня (20.12.2017)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz