Вход

Регистрация
Главная
 
Персональный сайт Киян Еленя Борисовны 
Меню сайта
Категории раздела
конспекты. [1]
мастер-класс. [2]
презентации. [1]
проекты. [2]
консультации [14]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » для воспитателей. » консультации

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ДОШКОЛЬНИКОВ: ВЗГЛЯД ГИГИЕНИСТА

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ДОШКОЛЬНИКОВ:

ВЗГЛЯД ГИГИЕНИСТА

 

Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребенка.  Поэтому о качестве образования, особенно когда речь идет о дошкольном образовании, можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая составляющая. Согласно последним концептуальным документам в области дошкольного образования образовательные программы должны быть направлены на охрану и укрепление  здоровья ребенка.

  Очень важно, чтобы это требование  не осталось просто декларацией, т.к. оно весьма актуально, по крайней мере по нескольким причинам. Во-первых, до сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Лишь 5–7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Во-вторых,  с уходом от  единообразия и унифицированности  образования, с созданием условий для вариативной и личностно ориентированной педагогики принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления физического и психического здоровья детей. В-третьих, как уже неоднократно отмечалось не только в научных публикациях, но и в материалах Министерства образования, в условиях вариативности дошкольного образования весьма актуальна проблема защиты ребенка от перегрузки. Причем перегрузка касается не только содержательной его части, но и организационной. С сожалением приходится констатировать, тот факт, что «трудноизлечимая школьная болезнь» — учебные перегрузки поразила и детские сады: просматривается стремление увеличить нагрузку, нередки случаи применения классно-урочной системы занятий в старших и подготовительных группах. Практика показывает, что содержание образования детей выстраивается исходя из логики будущих учебных предметов в школе, практикуется ведение занятий по развитию речи и математике школьными учителями. Кроме этого, образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях зачастую перегружен дополнительными студийными занятиями, среди которых иностранный язык, шахматы, компьютер, ритмика, плавание и др. Нередко прослеживается ориентация образования преимущественно на интеллектуальное развитие в ущерб физическому, ущемление прав ребенка на игру. Между тем, как справедливо указывают классики дошкольной психологии, для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью должна быть не учебная, а игровая.

 Увеличение образовательной нагрузки приводит к серьезным нарушениям распорядка дня: сокращению прогулок, дневного сна, времени самостоятельной игровой деятельности, оздоровительных мероприятий, что в совокупности может способствовать не только появлению психоэмоциональных срывов, потери мотивации к обучению, но и ранним расстройствам здоровья у детей.

 Все это делает понятным тот факт, что одним из главных компонентов здоровьесбережения детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, является соблюдение максимально допустимого объема образовательной нагрузки. Поэтому используемая программа и технология ее реализации должны не только отвечать требованиям образовательного стандарта, но и соответствовать возрастно-половым особенностям дошкольников. Образовательный процесс неизбежно сопровождается для детей определенной интеллектуальной и психологической  нагрузкой. Более того, напряжение в процессе занятий обеспечивает пребывание ребенка в так называемой зоне ближайшего развития. Формирование у ребенка способности к организованной, ритмичной деятельности, развитие умения концентрироваться на нужной задаче является одной из целей образования.

О том, насколько тесна связь состояния здоровья воспитанников детского сада с величиной образовательной нагрузки, можно судить по тем данным, которые представлены в таблице. Большая, неадекватная возрастным возможностям детей образовательная нагрузка, как правило, влечет за собой снижение не только работоспособности, но и нарушения здоровья. В качестве примера приводим результаты изучения влияния различного объема образовательной нагрузки на показатели утомления и состояния здоровья детей — воспитанников старшей и подготовительной групп (см. табл. 1). Наиболее благоприятное сочетание утомительности учебных занятий и показателей острой заболеваемости выявлено у воспитанников, имевших 15  занятий в неделю (три в день).

Таблица 1

Соотношение степени  утомления и показателей острой заболеваемости у воспитанников старшей и подготовительной групп в зависимости от объема образовательной нагрузки

 

 

Частота случаев сильного и выраженного утомления, %

 

 

Показатели острой заболеваемости

Объем недельной/дневной нагрузки

 

после  занятий

в конце дня

кол-во детей

всего пропу-щено

дней

пропу-щенные дни по

болезни на одного ребенка

индекс здоровья,

%

число часто

болею-

щих детей,

%

20-21/4-5

43,4±3,5

28,4±3,2*

90

1608

17,9

16,8±3,1

16,7±2,9

16/3-4

41,3±3,7

35,7±3,4

20

256

13,5

25,0±2,8

5,0±2,9**

15/3

39,8±3,3

26,8±2,9*

56

216

10,8

25,0±2,6**

1,8±2,9**

 

* Достоверное изменение показателей от конца занятий к концу дня

** Достоверное изменение показателей при 15-16 занятиях в неделю относительно их наибольшего числа.

 

В чем же заключаются основные требования гигиенистов к образовательной нагрузке воспитанников дошкольных учреждений? Многолетние физиолого-гигиенические исследования по оценке влияния различных по объему и характеру образовательных нагрузок, которые проводились непосредственно в процессе занятий детей-дошкольников, позволили определить ее возрастные регламенты. Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня для младшей  и средней групп не должно превышать двух, а в старшей и подготовительной — трех. Их продолжительность в младшей группе — не более 10–15 минут, в старшей — не более 20–25 минут, а в подготовительной — 25–30 мин. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку, а перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут. Занятия детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2–3 раз в неделю. Если они носят статический характер, то в середине занятия должна проводиться фузкульминутка. К тому же эти занятия следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности детей — во вторник и среду. Занятия по наиболее трудным предметам (математика, развитие речи, иностранный язык и др.), требующим повышенной познавательной активности детей, следует проводить в первой половине дня. Наименьшее утомление у детей вызывает сочетание в расписании занятий наиболее трудных предметов с предметами динамического характера (физкультура, ритмика, плавание). Доказано, что оптимальным для сохранения работоспособности детей является такое сочетание статического и динамического компонента, когда в учебном процессе они представлены поровну. Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе — не менее 20 минут, в старшей группе — не менее 25 минут, в подготовительной группе — 30 минут. При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке, так же как и прогулку детей 5–7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже —20°С и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий проводят на участке.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, их количество в неделю не должно быть больше двух, а продолжительность 20–25 минут.  Мы считаем нецелесообразным участие ребенка больше чем в двух дополнительных занятиях. При этом оптимально, если одно из них будет двигательным.

В последние годы все более очевидным становится социальный заказ на возрождение в детских садах  групп для детей ясельного возраста, и число этих групп увеличивается с каждым годом. В этой связи мы сочли необходимым обозначить регламенты нагрузки и для этой возрастной популяции детей. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет  допускается проведение не более  10–11 занятий в неделю (развитие речи, развивающие игры, музыкальные занятия, развитие движений и др.), продолжительность которых не должна быть более 8–10 минут. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий рекомендуется проводить на участке. Как показывает практика, проводить занятия с группой более 5–6 детей ясельного возраста нецелесообразно.

Хочу обратить ваше внимание на то, что приводимые здесь возрастные регламенты нагрузок даются в традиционном для нашего понимания  возрастного состава групп. Между тем, как показывает практика дошкольного образования, происходит омоложение детских коллективов — все больше детей 6-летнего возраста покидает детский сад и садится за школьные парты. Однако, руководители и методисты дошкольных образовательных учреждений, как правило, не утруждают себя коррекцией образовательной нагрузки. Наши исследования выявили, что образовательная нагрузка, рассчитанная, к примеру, на 6-летнего ребенка, предлагается  5-летнему, и в таком случае к концу занятий у большинства детей регистрируются признаки сильного и выраженного утомления, ухудшается эмоциональное состояние, повышается невротизация.  У них сокращаются возможности для реализации основных биологических потребностей организма в двигательной активности, продолжительности дневного сна, игровой деятельности.

Поиск новых форм обучения и воспитания детей привел к появлению в детских садах групп кратковременного пребывания, которые чаще всего ориентированы на решение образовательных задач, более того, зачастую основной целью этих групп становится подготовке детей к школе. Даже при столь  непродолжительном общении с ребенком, организаторы этих групп не должны подменять возможность полноценного развития ребенка натаскиванием и муштрой. Хочу заметить, что приведенные выше возрастные регламенты нагрузки в полной мере относятся и к детям, посещающим группы кратковременного пребывания. Если пребывание ребенка в этой группе рассчитано на срок более чем 3 часа, необходимо  предусмотреть организацию питания. Опытный воспитатель наверняка создаст условия для постепенного вхождения в непривычные для ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания, образовательную нагрузку и детский коллектив.

Известно, что индивидуальные особенности зачастую перекрывают возрастные и дети одного и того же возраста могут существенно различаться по своим физическим и интеллектуальным данным. В связи с этим в процессе  обучения воспитателям следует очень внимательно относиться к самочувствию ребенка в процессе занятий, регулируя продолжительность и объем предлагаемой ему нагрузки. В первую очередь это касается детей со сниженными функциональными возможностями, страдающих хроническими заболеваниями,  часто болеющих,  недавно перенесших заболевания, а также недавно поступивших в детский сад и еще не адаптировавшихся к систематической образовательной нагрузке, как интеллектуальной, так и физической.

Особое внимание хотим обратить на стиль общения воспитателя с детьми. Данные наших исследований убедительно свидетельствуют, что  авторитарный, профессионально неадекватный воспитатель, строящий свое общение с детьми на окриках, принуждении и понукании, способен нанести гораздо больший вред здоровью детей, чем перегрузки на занятиях. Поэтому  доверительное и внимательное отношение к каждому ребенку, создание комфортных условий для его пребывания в детском саду должно стать предметом особой заботы организаторов дошкольного воспитания. Сейчас, как никогда, актуальны принципы здоровьесберегающей педагогики.

Менее года назад утвержден  новый документ  —  Санитарные правила и нормы 2.4.4.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных учреждений». Он содержит свод гигиенических требований к жизнедеятельности дошкольных образовательных учреждений. Мы знаем, что эти санитарные правила долго ждали не только врачи госсанэпиднадзора, но и руководители дошкольных учреждений, ведь существовавший ранее документ, изданный в 1985 году, давно устарел. Замечу, что все регламенты образовательной нагрузки, о которых шла речь выше, вошли в этот документ. Однако обозначенные в нем требования относятся к дошкольным образовательным учреждениям общеразвивающего вида. Для садов компенсирующей направленности аналогичного документа нет. Это связано  с рядом причин: спецификой работы с детьми, имеющими разные проблемы в состоянии здоровья и развития, а также отсутствием современных гигиенических исследований, позволяющих обосновать необходимый комплекс санитарно-эпидемиологических требований. Между тем не только воспитатели, но и медики отдают себе отчет в том, что суммарная образовательная нагрузка в таких детских садах нередко выше, чем для детей, не имеющих этих проблем, т.к. к развивающим занятиям добавляются еще и коррекционные.

В тесной связи с обсуждаемой здесь проблемой находятся вопросы дифференцированного подхода в обучении детей разного пола. Не только в школьной, но и в дошкольной педагогике преобладают фронтальные формы организации обучения, которые в одинаковой степени адресованы как мальчикам, так и девочкам. Между тем в наших исследованиях выявлены достоверные различия как в показателях состояния здоровья, так и в реакциях на образовательную нагрузку у мальчиков и девочек. Так, у мальчиков 5–7 лет уровень патологической пораженности и уровень функциональных нарушений выше, чем у девочек, у них чаще встречается низкий уровень работоспособности, а девочки в силу своей старательности и исполнительности быстрее устают. Эти различия прослеживаются и на начальном этапе школьного обучения. Знания об этих и других особенностях детей разного пола необходимы для личностно ориентированной педагогики, которая не должна быть бесполой. Это касается и проблемы функциональной готовности детей к обучению в школе. Наши исследования последних лет показали, что значительная доля — свыше 41% детей 6–7 лет — функционально не готовы к обучению в школе. Их число существенно увеличилось по сравнению с семидесятыми и восьмидесятыми годами ушедшего столетия. Причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6% против 28,6% девочек). Дефектолог из Санкт-Петербурга Л. Парамонова приводит почти аналогичные показатели: 52,5% детей 6–7 лет в массовых садах имеют дефекты звукопроизношения, т.е. примерно половина детей не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. О том, что половина детей 7-го года жизни не готова к школьному обучению, указывают и нейропсихологи Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова (2001). На этом фоне нас, гигиенистов, очень тревожат новые активные попытки «рекрутировать» шестилетних детей в школы. Результаты многолетних медицинских  наблюдений за детьми, начавшими обучения с 6 лет, показывают, что «шлейф» школьных проблем и неблагополучия в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет. Специальное исследование, выполненное педиатрами Смоленска  и посвященное оценке состояния здоровья детей, убедительно показало, что даже самая щадящая форма обучения детей 6 лет, организованная на базе детского сада, сопровождается наиболее выраженными потерями здоровья по сравнению с семилетними школьниками. А данные наших исследований подтверждают существенные различия в реакциях на учебную нагрузку в школе детей 6 и 7 лет: освоение программы даже четырехлетней начальной школы шестилеткам обходится значительно большим напряжением, снижением работоспособности и, в конечном счете, — потерей здоровья.                                                                                                                                                                                         

К этому следует добавить и то, что наша массовая школа, по общему признанию не только медиков, но и известных педагогов и психологов, в большинстве своем не готова к обучению шестилетних детей. В ней отсутствует не только предметная среда, необходимая для детей этого возраста, но и педагогическая компетентность. Поэтому трудно не согласиться с мнением известных детских психологов о том, что обучение шестилетних детей, несмотря на все приговорки и заклинания о необходимости использования при этом игры, все же основывается на тех же принципах, что и обучение семилетних  первоклассников. В исследованиях последних лет отмечается, что большинство шестилеток еще не обладает «внутренней позицией школьника». Тем не менее за редким исключением от них требуется такое же соблюдение правил дисциплины на уроке, выполнение заданий, не вызывающих у них интереса, т.е. требуется произвольное поведение, которое должно побуждаться учебной мотивацией, которая у них еще не сформирована. И здесь очень важна своевременная и аргументированная работа с родителями, предостерегающая их от излишней торопливости с началом школьного обучения ребенка.

  У нас нет сомнений, что пренебрежительное отношение к проблеме «школьной зрелости», своевременной диагностики и коррекции отставания в развитии детей в дальнейшем обернется не только потерями в  здоровье, но и в развитии ребенка.

В заключение хочу остановиться на одной из задач, связанной с обсуждаемыми здесь проблемами. Ее предстоит решить как педагогам, так и медикам. Речь идет о гигиенической экспертизе образовательных программ и технологий. В соответствии с современным санитарным законодательством образовательная деятельность относится к потенциально опасным для здоровья. Поэтому перед гигиенистами поставлена новая задача — проведение экспертизы программ, методов и технологий обучения. В резолюции всероссийского совещания работников дошкольного образования и здравоохранения «Пути оптимизации здоровья  и физического развития детей в ДОУ», которое проходило в январе 2001 года, указывается на необходимость создания комплексной системы психолого-педагогической и гигиенической экспертизы образовательных программ. Эта работа набирает обороты. Думаю, что читателям небезынтересно будет узнать, что  Министерством здравоохранения уже выданы первые санитарно-  эпидемиологические заключения (сертификаты), подтверждающие безопасность для здоровья детей некоторых технологий обучения школьников и дошкольников. Главный смысл гигиенической экспертизы заключается в выявлении соответствия объема, содержания и организации  образовательного процесса возрастно-половым возможностям детей. Основным объективным критерием этой оценки должно быть состояние и самочувствие ребенка в процессе обучения. Результаты этой экспертизы должны помочь воспитателям сделать правильный выбор в том многообразии образовательных программ и инновационных технологий, в том числе и оздоровительных, которые существуют в настоящее время.

 

Автор: Степанова Марина Исааковна – заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, г. Москва

 

Категория: консультации | Добавил: Елена (29.10.2014)
Просмотров: 803 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz