Вход

Регистрация
Главная
 
Персональный сайт Киян Еленя Борисовны 
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [11]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Диагностико-аналитический компонент по сопровождению аттестации педагогических работников
21.01.2015, 10:51

 

Основной целью данного компонента  является изучение результатов деятельности педагогов (достижений и затруднений), с их последующим анализом и определением образовательных потребностей. Диагностико-аналитический этап сопровождения аттестации педагогического работника наиболее важен и сложен, поскольку он закладывает основы для формирования и последующей реализации  других компонентов системы, таких как учебно-методический, организационно-методический и психолого-педагогический. Сложность его заключается в том, что, во-первых, необходимо определить, какие стороны профессиональной деятельности педагога и с помощью какого диагностического инструментария будут исследованы.

Во-вторых, для  обеспечения   объективности и достоверности полученной в процессе диагностики информации необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов, владеющих методами диагностики потребностей, способами и средствами обработки профессионально значимой информации, способных прогнозировать и проектировать деятельность педагога на основе достигнутых успехов и выявленных проблем.  Это особенно важно при определении затруднений педагога. В таких  случаях большое значение приобретает не только высокий уровень профессионализма специалиста, но и  соблюдение этических принципов.

В-третьих, важную роль играют временные рамки проведения диагностики. Считается, что наиболее оптимальным является первый год с момента текущей аттестации, поэтому чем раньше будут выявлены затруднения педагога, тем больше времени и возможностей будет для их устранения.

Таким образом, если попытаться дать краткую характеристику  деятельности методической службы в рамках диагностико-аналитического компонента, то она видится нам как умение четко фиксировать проблему педагога и определять пути и способы  ее решения.

Как это можно организовать на практике?

Целесообразно начинать с мониторинга дидактических, методических и личностных затруднений педагога, которые обозначим как первый параметр диагностики.

 Для проведения таких исследований можно использовать наблюдение, опрос, беседу, тестирование, анкетирование, самоанализ и др.  Оптимально, когда такие исследования проводятся на уровне методических объединений (ШМО/РМО/ГМО). 

На основании анализа полученных результатов выявляются типичные затруднения педагога и определяется комплекс мероприятий по их устранению посредством курсовой подготовки, обучающих семинаров, мастер-классов и пр.

Вторым параметром диагностики, на наш взгляд, должна стать методическая грамотность педагога, которую можно изучить и проанализировать в ходе посещения открытых методических мероприятий (в том числе, открытых уроков или занятий) руководителями школьных, городских или районных методических объединений. Поскольку порядок аттестации одним из первых требований, предъявляемых к квалификационным категориям (первой или высшей), определяет владение современными образовательными технологиями или методиками, то, на наш взгляд, уместно проводить аспектный анализ. На основе данного анализа производится классификация ошибок и типичных затруднений, а также систематизация основных проблем педагога. В то же время методическая ценность осуществляемой деятельности заключается не только в своевременном выявлении ошибок и недочетов, но и в совместном определении потенциальных возможностей педагога и планировании действий по их устранению. Эти мероприятия должны составлять основу перспективного планирования деятельности  методических объединений, обеспечивая тем самым преемственность содержания деятельности методической службы на всех ее уровнях.

Третьим параметром диагностики является параметр «образовательные достижения обучающихся». Его исследование возможно путем анализа качества знаний учащихся, результатов ГИА или ЕГЭ и участия школьников в предметных олимпиадах,  конкурсах и других мероприятиях предметной или профильной направленности. При этом важным условием получения объективной информации является грамотное проведение мониторинга образовательных достижений и  правильная   интерпретация полученных результатов. Главный вопрос заключается в том, есть ли позитивная динамика образовательных достижений учащихся? Если ответ дан отрицательный, то проводится выявление проблем и недочетов методического характера в работе педагога при подготовке учащихся к итоговой аттестации и в организации работы с одаренными детьми. На их основе строится содержание деятельности как самого аттестуемого, так и методических объединений.

Пятым параметром, отражающим профессиональный рост и развитие педагога, является его инновационная деятельность. Судить об ее эффективности можнопо результатам участия педагога в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и другой научной деятельности.

Критериями эффективной инновационной деятельности могут быть ее продолжительность (не менее трех лет), наличие концепции и программы, конкретные результаты в виде авторских разработок, динамики исследуемых показателей, выступления на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. с целью распространения и обобщения опыта. Если инновационная деятельность оказалась малоэффективной, то методической службе необходимо усилить подготовку педагога в сфере информационно-аналитических, проектно-прогностических знаний, планирования и реализации программы экспериментальной работы, а также обработки и представления результатов исследования.

Шестой параметр позволяет определить, насколько активно педагог распространяет собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.  Этот параметр можно оценивать  по результатам участия педагога в научно-практических конференциях, мастер-классах, круглых столах, профессиональных конкурсах, профессиональных выставках и  концертах (для музыкантов) и др.

Седьмым параметром, свидетельствующим о мотивации педагога к повышению профессионального уровня и показывающим степень его готовности к предстоящей аттестации, является выполнение индивидуальной образовательной программы повышения квалификации. Отличительная особенность  этой программы заключается, с нашей точки зрения, в равновесности составляющих ее частей: инвариантной и вариативной.  При этом процесс формирования программы является субъектным, то есть ориентированным непосредственно на самого педагога, его профессиональные и личностные потребности, возможности и предпочтения. Субъективация выражается в определении педагогом индивидуальных сроков освоения программы и самостоятельном выборе модулей ее вариативной части. Роль методической службы при диагностике данного параметра заключается в фиксировании своевременности выполнения запланированных сроков ее освоения.

Восьмой параметр связан с рефлексивным анализом собственных достижений педагога на основе результатов предварительной самооценки уровня профессиональной компетентности. Он позволяет не только обобщить результаты диагностики по всем предыдущим параметрам, но и получить целостное представление о сформированности профессиональных компетентностей педагога. Следует заметить, что указанный параметр необходимо замерять не только на «входе», но и на «выходе», то есть примерно за полгода перед аттестацией. Это позволит окончательно определиться с квалификационной категорией, на которую может претендовать аттестуемый и скорректировать недостающие моменты и детали. Оптимальным способом измерения рассматриваемого параметра является диагностика профессиональных достижений педагога на основе соответствующего экспертного заключения. При этом эффективность  проведенного исследования будет максимальной в том случае, если она проводится совместно со специалистом, курирующим методическую работу. В зависимости от уровня методической службы это могут быть методист методического центра, руководитель РМО, ГМО или ШМО, заместитель директора. Как показывает педагогическая практика, аттестуемый часто испытывает серьезные затруднения при определении своих профессиональных достижений (какие материалы следует учитывать, а какие нет). Такое положение дел нередко приводит к ошибочному определению итоговой суммы баллов, выставляемой в конце экспертного заключения. В то же время именно их количество позволяет предварительно судить о том, на какую квалификационную категорию может рассчитывать педагог. При совместном проведении диагностики представитель методической службы помогает педагогу правильно оценить представленные материалы, провести комплексную  оценку его готовности к предстоящей аттестации и выявить дополнительные проблемные поля.

При такой форме оценки проявляется степень адекватности самооценки педагогического работника, которая согласно А.А. Реан и Н.В. Бордовских определяется соотношением самооценки и оценки методиста [7]. Она показывает, насколько педагог обоснованно оценивает себя. Важно, чтобы рассогласование по этим двум аспектам не было значительным. В противном случае речь пойдет либо о неадекватной самооценке, либо о недостаточной компетентности методиста. В обоих случаях вопрос будет требовать дальнейшего обсуждения и принятия соответствующих корректирующих действий.

Проведя диагностику по всем указанным выше параметрам, мы получаем исчерпывающую информацию об уровне профессиональной компетентности педагогического работника и  его проблемах, выступающих в качестве приоритетных образовательных потребностей. Это служит основой для совершения следующего шага в реализации нашей модели - построение индивидуального маршрута подготовки педагога к предстоящей аттестации.  Здесь важно учитывать не только имеющиеся аналитико-диагностические материалы, но и самооценку потенциала педагога. Неоспорим тот факт, что высокая самооценка потенциала является мощным фактором профессионального саморазвития. Однако важно, чтобы такая самооценка основывалась на реальных возможностях педагога. В то же время необходимо учитывать и возможность бессознательного занижения профессионального потенциала вследствие низкой  личностной самооценки.  В этом случае речь идет об имеющейся корреляции между стереотипом низкой самооценки личности, лежащей в основе отрицательной мотивации к саморазвитию, и низким социальным и профессиональным успехом. Для того чтобы избежать подобных рисков и объективно определить личностный и профессиональный потенциал педагога, целесообразно конструирование индивидуального маршрута осуществлять совместно с сотрудником методической службы.

Информационный компонент

Успех подготовки педагога к предстоящей аттестации во многом определяется его информированностью в данном вопросе. В связи с этим мы предусмотрели информационной компонент, основной задачей которого является формирование информационного потока по вопросам нормативно-правового характера и процессуальной составляющей аттестации.

Решение поставленной задачи наиболее целесообразно начинать с формирования банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.) по данному вопросу. Необходимость создания банка обосновывается не только логикой выстраивания процесса сопровождения аттестации, но и  выявленной на практике потребностью аттестуемых. Первостепенное внимание следует уделить информации нормативно-правового характера, которую лучше всего при сборе сразу распределять по уровням: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения. При формировании пакета документов муниципального уровня важно соблюдать разъяснения к порядку аттестации о праве муниципальной системы образования принимать нормативные правовые акты только организационного и/или организационно-методического характера. К таким документам можно отнести приказ о назначении муниципального координатора аттестации, формы справок, подтверждающих участие педагога в мероприятиях муниципального уровня и др. Здесь  следует иметь в виду, что созданные документы не должны противоречить федеральному и региональному законодательству. В отношении образовательного учреждения установленные требования еще более рамочные, то есть разработанные им локальные акты не должны противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и муниципальному.

Работа в данном направлении будет более эффективной, если наряду с первоисточниками будет создан аннотированный каталог документов. В самом простом варианте он может представлять собой табличный вариант и включать следующие графы: «№ п/п», «Наименование документа, уровень, дата издания», «Краткое изложение содержания документа (возможно в тезисной форме)».

Как показала практика, наряду с дефицитом нормативно-правовой информации педагог испытывает также и острую нехватку знаний в области научно-методических и учебно-методических знаний [4]. Это в свою очередь определяет направленность усилий методической службы на создание и постоянное обновление банка современных образовательных технологий и методик профильной или предметной направленности, соответствующим авторским методическим разработкам педагогов, рабочим программам по предмету, программам элективных курсов, научно-методическим, учебно-методическим пособиям, рекомендациям, а также образцам  дидактического и  раздаточного материала.

Изучение опыта работы методических служб показало, что наибольшие затруднения педагог испытывает при написании рабочей программы по предмету и ее дальнейшей экспертизе, которая должна осуществляться как на уровне образовательного учреждения (внутренняя экспертиза), так и на муниципальном, региональном или федеральном уровнях (внешняя экспертиза) в организациях, имеющим право на данный вид деятельности. Внешняя экспертиза должна проводиться в том случае, если педагог собирается официально закрепить свои авторские права на разработку в соответствии с существующими требованиями. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, будет создание банка образцов рецензий на различные виды методической продукции. Приведем лишь некоторые виды из возможных рецензий: на рабочую программу по учебному предмету, элективному курсу, факультативу, кружку и т.д.

Реализация информационного компонента системыпредполагает также максимальное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий. Мы рассматриваем их как мощное ресурсное обеспечение всего процесса сопровождения аттестации педагогических работников. Бесспорен и тот факт, что без качественного оперативного  информационного обеспечения невозможно добиться оптимального результата. В век компьютеризации построение единой информационной среды, интегрирующей возможности методической службы на всех уровнях, становится очевидной необходимостью. Использование средств информационно-коммуникационных технологий позволяет быстро и качественно доносить любую информацию до потребителя, своевременно реагировать на возникшие потребности и  т.д. Одной из распространенных и достаточно доступных форм организации такой деятельности является ведение на сайте образовательного учреждения постоянной рубрики, посвященной аттестации. В качестве возможных рубрик сайта могут быть «Нормативно-правовая база аттестации педагогических работников», «Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности», «Процедура аттестации на квалификационные категории (первую и высшую)», «Организационное сопровождение аттестации»,  «Аттестационное портфолио педагога», «Методическое сопровождение аттестации педагогических работников», «Форум».

Некоторые из перечисленных рубрик  требуют дополнительного разъяснения, поэтому остановимся на них подробнее. В рамках рубрики «Организационное сопровождение аттестации», основной целью которого является организационное обеспечение подготовки педагога к предстоящей аттестации, заключающееся прежде всего в строгом соблюдении сроков подачи заявления на квалификационные категории, разумным будет ведение реестра данных о педагогических работниках, идущих на аттестацию. Ниже мы приводим вариант такого реестра.

Реестр данных о педагогических работниках, идущих на аттестацию

№ п/п

Ф.И.О. педа­гогического работника

Долж­ность

Дата про­хождения текущей аттеста­ции

Квалифи­кацион­ная кате­гория

Дата про­хождения предсто­ящей ат­тестации

Срок подачи заявле­ния

Назва­ние кур­сов по­выше­ния ква­лифика­ции, дата прохож­дения

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

В рубрике «Методическое сопровождение аттестации педагогических работников» целесообразно представлять информацию по предметным или профильным направлениям. Информация может быть представлена в виде методических рекомендаций,например, по использованию технологий или методик для решения конкретных образовательных задач, аспектному анализу и самоанализу урока или мероприятия, применению научно-методической, учебно-методической и другой литературы; методических писем, в частности, по методике преподавания предмета; инструктивно-методических писем;  памяток и др. Особое место стоит уделить представлению ценного опыта педагогов, достигших высоких результатов в профессиональной  деятельности. Это прежде всего различные программы; конспекты уроков с подробным описанием реализации технологии либо методики; эссе, посвященное размышлениям об аттестации; диагностический и педагогический инструментарий, используемый для определения эффективности реализуемой технологии или методики и др. В этой же рубрике уместно поместить публикации педагогов по аттестационной тематике.

Отмечая несомненную роль ИКТ в информационной составляющей сопровождения аттестации тем не менее следует учитывать тот факт, что не все образовательные учреждения  имеют достаточные финансовые средства для приобретения необходимого оборудования в условиях бюджетного финансирования и, соответственно, не все педагоги имеют равные возможности доступа к интересующей их информации. На этом основании совершенно оправданно применение традиционного подхода информирования педагогической общественности посредством постоянно обновляемого стенда по аттестации. Вариантов структурного и содержательного оформления такого стенда может быть множество, однако, по нашему убеждению, основным принципом в данной ситуации является максимальное насыщение стенда актуальной информацией и ее своевременное обновление. Целесообразно также, на наш взгляд, разделение стенда на две основных зоны: условно их можно назвать «Аттестация на соответствие занимаемой должности» и «Аттестация на квалификационные категории (первую/высшую)», при этом раздел по нормативно-правовой базе аттестации можно сделать общим. Такой подход к оформлению стенда позволит педагогу легко в нем ориентироваться  и быстро находить нужную информацию. Ниже мы предлагаем перечень возможных рубрик информационного стенда.

Примерный перечень рубрик, рекомендуемых при оформлении стенда «Аттестация педагогических работников»

1.                 «Цель, задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников»;

2.                 «Нормативно правовая база аттестации педагогических работников». В данной рубрике целесообразно включение следующих документов: федеральный уровень: Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 209 от 24 марта 2010 года,  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики работников образования; региональный уровень: «Отраслевое региональное соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в системе  образования в Московской области на 2011 – 2013 годы», информационное письмо Министерства образования Московской области от 11.05.2012 № 4496-05а/07». Сюда же следует включить документы муниципального уровня и уровня образовательного учреждения.

3.                 «Состав аттестационной комиссии Министерства образования Московской области»;

4.                 «Процедура аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности»;

5.                 «Перспективный план аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности»;

6.                 Раздел плана ОУ «Сопровождение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности»;

7.                 «График прохождения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности на текущий учебный год»;

8.                 «Образец представления на педагогического работника»;

9.                 «Советы педагогу, аттестующемуся на соответствие занимаемой должности»;

10.             «Процедура аттестации педагогических работников на квалификационные категории (первую и высшую);

11.             «Перспективный план аттестации педагогических работников на квалификационные категории;

12.             Список педагогов, планирующих аттестацию на квалификационные категории (первую и высшую) в текущем учебном году»;

13.             «График прохождения аттестации педагогических работников на квалификационные категории на текущий учебный год»;

14.             «Формы заявления на квалификационные категории (первую/высшую)  и образец его заполнения»;

15.             «Советы педагогу, аттестующемуся на квалификационную категорию (первую или высшую);

16.             Раздел плана ОУ «Сопровождение аттестации педагогических работников на квалификационные категории (первую/высшую)»;

17.             Список рекомендуемой литературы по подготовке к аттестации;

18.             Объявления.

Основными методами при реализации задач информационного компонента являются отбор, редактирование, рецензирование и презентация материалов информационно-методического характера по вопросам аттестации.

Организационно-методический компонент

На качество подготовки педагога к предстоящей аттестации в значительной мере влияют условия, в которых она осуществляется. Нерациональная организация процесса сопровождения аттестации педагогических работников может свести на нет все прилагаемые усилия. В связи с этим в систему деятельности методической службы по сопровождению аттестации педагогических работниковбыл введен  организационно-методический компонент. Главной задачей компонента является обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута подготовки педагога к предстоящей аттестации. Данные условия включают планирование и организацию курсовой подготовки, диссеминации инновационного опыта, обобщения передового педагогического опыта, а также экспертизу учебно-методических материалов и их методическое  сопровождение.

Обеспечение планирования и организации курсовой подготовки – одна из важнейших возможностей повышения профессиональной компетентности педагога практически по любым вопросам теории и практики педагогической науки. Осуществляется данная деятельность в соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей организацию региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области. Задача методических служб заключается в систематичном мониторинге образовательных потребностей педагога, их реализация посредством выбора конкретных курсов повышения квалификации; формирование ежегодной заявки в рамках региональной сети повышения квалификации, а также оперативное доведение до адресанта информации о вызове на курсы с оформлением соответствующих документов (приказ о направлении на курсы).

В своем индивидуальном маршруте подготовки к предстоящей аттестации педагог указывает в хронологическом порядке следующую информацию: название курсов повышения квалификации, их объем, сроки и место проведения. Функция методиста при оказании содействия педагога заключается в отслеживании принципиально важных моментов: наличия инвариантного академического модуля «Образование и общество…» (в объеме 36 ч.), инвариантного кафедрального модуля (в объеме 72 ч.), а также соответствия профильной/предметной направленности курсов вариативной части индивидуальной образовательной программы педагога (в объеме не менее 108 ч.).

Не менее важной по значимости является деятельность методиста по планированию и организации диссеминации опыта педагога. При этом понятие «диссеминация» может быть охарактеризовано как процесс распространения опыта инновационной деятельности педагога, имеющей характер «выращивания». Планируя диссеминацию, необходимо осознавать, что успешность этого мероприятия во многом определяется способом нормативного оформления предлагаемого достижения.  Роль методиста в этой ситуации – не только помочь педагогу открыть самого себя, свой собственный образ, но и правильно оценить ценностный статус представляемого опыта. Главным смыслом здесь является содействие педагогу в деятельности, проявляющейся, к примеру, в определении основных этапов (алгоритма) работы, но никак не выполнение работы за него.

В качестве возможного образца описания опыта может быть использована матрица, включающая такие компоненты, как тема; описание идеи с обоснованием ее актуальности; новизна; адресная направленность (для кого предназначена), условия реализации; результат (планируемый и полученный); трудоемкость, риски и ограничения.

Методист, осуществляющий сопровождение аттестуемого по данному  вопросу, может считать свою работу успешной в том случае, если педагог «на выходе» представит свой опыт в виде целостного описания какой-либо идеи, актуальной для всей системы образования либо на одном из ее уровней (региональном, муниципальном, уровне ОУ).

Следует отметить, что аналогичная работа касается также и обобщения  передового педагогического опыта (ППО). Только в отличие от диссеминации опыта, передовой педагогический опыт традиционно ориентирован на директивную трансляцию лучших достижений педагога, то есть он не имеет характер «выращивания».  Кроме того, обобщаться может опыт не только по результатам реализации собственных разработок педагога, но и по результатам освоения различных авторских технологий или методик.   

Оказывая помощь педагогу при планировании и организации деятельности по диссеминации опыта и/или распространению ППО, методист должен мотивировать педагога на разноуровневое распространение опыта. Таким образом, он принимает непосредственное участие в решении одной из первостепенных задач аттестации – стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста. Формы мероприятий, на которых педагог имеет возможность представлять свой опыт, могут быть самыми разными: семинары, тренинги, круглые столы, конференции, конкурсы профессионального мастерства, вебинары, фестивали методических или педагогических идей, аукционы и др. Распространять собственный опыт педагог может также и на методических объединениях (школьных (ШМО) / районных (РМО) / городских (ГМО) (за исключением вопросов организационного характера). При этом мероприятия, на которых педагог стремится распространять свой опыт, обязательно должны быть представлены в плане работы методического объединения.

Планирование мероприятий по диссеминации опыта и распространению ППО должны быть отражены в индивидуальном маршруте подготовки педагога к аттестации в виде указания названия мероприятий, уровня, формы и сроков их проведения.

Подобная организация работы позволит оптимизировать весь процесс экспертизы учебно-методических материалов и, кроме того, сделает простой и доступной для понимания педагога всю процедуру оформления документов.

Достаточно распространенной и эффективной формой работы методиста  является оказание помощи педагогу при оформлении аттестационного портфолио и подготовке подтверждающих документов в приложение к экспертному заключению. Поскольку аттестационному портфолио в данном сборнике отводится целая глава, мы считаем необходимым лишь конкретизировать отдельные моменты, касающиеся структуры упомянутого документа. Основная цель, которой мы руководствовались при разработке структуры портфолио, была оперативность предоставления запрашиваемой документации  при проведении экспертизы. Разделы портфолио должны максимально соответствовать разделам экспертного заключения. Портфолио нам видится как лаконичный, четко структурированный документ, в значительной степени облегчающий работу эксперта. Учитывая обозначенную специфику построения портфолио, представление в нем информации, имеющей характер раздаточного материала, на наш взгляд, кажется излишним. Для этого имеет смысл подготовить еще одну папку, в которой педагог мог бы поместить подобный материал (карточки, анкеты, контрольно-измерительный материал и др.). Такое распределение материала позволит педагогу продемонстрировать высокий уровень владения  технологией или методикой либо конкретизировать достижения в рамках опытно-экспериментальной  и иной инновационной деятельности.

Эффективность описанной работы, осуществляемой в рамках организационно-методического компонента разработанной системы, будет  высокой, если при этом будет использован комплекс диагностических, прогностических, проектировочных и стимулирующих методов.

Учебно-методический компонент

Одним из ведущих компонентов системы деятельности методической службы по сопровождению аттестации педагогических работников является учебно-методический, основная задача которого заключается в обеспечении непрерывности профессионального образования по различным аспектам подготовки педагога к предстоящей аттестации. Среди основных форм организации обучения можно выделить курсы повышения квалификации, проблемные обучающие семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, круглые столы  и др. В качестве примера приводим следующие темы обучающих семинаров:

-                   «Документы, регламентирующие Порядок аттестации педагогических работников»;

-                   «Содержание профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к уровню подготовки педагогических работников»;

-                   «Принципы  проведения аттестации  педагогической деятельности»;

-                   «Порядок аттестации педагогических работников, проводимый с целью подтверждения соответствия занимаемой должности»;

-                   «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)»;

-                   «Методика экспертной оценки педагогической  деятельности при аттестации педагогических работников»;

-                   «Современные образовательные технологии/методики профильной направленности»;

-                   «Представление материалов в аттестационном портфолио»;

-                   «Оформление учебно-методической продукции педагога, созданной за межаттестационный период (программный, учебно-методический, дидактический материал)»;

-                   «Технология экспертизы рабочих программ по учебным предметам, элективным, факультативным курсам»;

-                   «Аспектный анализ и самоанализ открытого урока/мероприятия»;

-                   «Проведение предварительной самооценки уровня профессиональной компетентности педагога»;

-                   «Моделирование процедуры аттестации педагогических работников».

В индивидуальном маршруте педагога в подготовке к предстоящей аттестации информация о запланированных обучающих мероприятиях  может быть представлена в виде темы, формы, уровня, предполагаемых сроках и месте проведения.

Повысить качество запланированных мероприятий и обеспечить им практическую направленность позволит привлечение муниципальных или школьных координаторов, экспертов, методистов, педагогов, достигших высоких результатов в подготовке педагогических работников либо собственной подготовке к аттестации к проведению обучающих семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов.

Для реализации задач учебно-методического компонента целесообразно использование методов обучения Ю.К. Бабанского: опосредование, регулирование и контроль. Соответственно и деятельность в процессе обучения должна осуществляться с помощью таких методов, которые в единстве сочетают организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование деятельности личности разнообразными способами ее стимулирования, а также оперативный контроль.

В рамках рассматриваемого компонента предполагается использование всех трех групп методов обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, ее стимулирования и мотивации, а также контроля и самоконтроля. При этом следует учитывать специфику обучения взрослых, которая согласно М.Т. Громковой заключается в более активной позиции обучающегося в образовательном процессе.  Это предполагает выбор методов обучения, ориентированных на осознание, рефлексию, мышление и  коммуникацию. В группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности рекомендуется использовать следующие подгруппы методов: по источнику восприятия и передачи учебного материала (словесные, наглядные, практические); по аспекту мышления и степени познавательной самостоятельности (репродуктивные, эвристические, проблемно-поисковые, исследовательские) и по степени управления учением (самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя).

Из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности наиболее предпочтительны имитационное моделирование, решение ситуативных задач, игровые приемы,  анализ жизненных ситуаций, разъяснение личной и общественной значимости учения, поощрения.

Из методов контроля и самоконтроля в обучении оптимальны письменные работы (тесты, контрольные работы), рефераты, проекты и др.

Предпочтительной технологией обучения взрослых признается интерактивное обучение и групповая работа [4].

Психолого-педагогический компонент

Особую важность в условиях реализации требований порядка аттестации приобретает психолого-педагогическое сопровождение педагога. Актуальность данного направления обусловлена повышенной тревожностью и неуверенностью педагога перед предстоящей аттестацией, вызванных, как правило, затруднениями методического характера. Ситуация усугубляется также и тем, что многие педагоги не умеют мобилизовать свои скрытые психологические ресурсы для оперативного решения личностных и профессиональных проблем. В этих условиях возрастает роль психолога, призванного помочь педагогу пройти все процедурные элементы аттестации без ущерба для здоровья.

Говоря о содержательном аспекте психолого-педагогического сопровождения аттестации, следует учитывать необходимость своевременной диагностики имеющихся психологических затруднений педагога, осуществляемой в рамках мониторинговых исследований посредством наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед и т.д. Следует отметить, что полученный результат напрямую связан с количеством проведенных исследований. На протяжении всего межаттестационного периода такие исследования желательно проводить трижды. Первое исследование направлено на выявление исходного уровня психологического благополучия, имеющихся ресурсов педагога и выработку индивидуальной стратегии и тактики его сопровождения; второе – на определение динамики происходящих изменений с внесением соответствующих корректив; третье – на определение состояния психологического благополучия педагога непосредственно перед  аттестацией.    

Содержание индивидуальной стратегии и тактики психологического сопровождения аттестации педагога можно условно разделить на три основных блока:

1.     Оказание помощи  аттестуемому педагогу в преодолении профессиональных и личностных проблем:

-                   групповая дискуссия;

-                   чтение литературы;

-                   разбор педагогических ситуаций.

2. Мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение  проблем:

-                   проективное рисование;

-                   домашняя работа (ведение дневниковых записей).

3. Коррекция нарушений личностных дисгармоний:

-                   психодрама;

-                   проективное рисование;

-                   психогимнастика;

-                   психотехнические игры и упражнения;

-                   музыкотерапия;

-                    компьютерная программа «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция).

В зависимости от состояния психологического благополучия педагога  выбор мероприятий из указанных блоков может быть различным: от комплексного включения всех блоков в индивидуальный маршрут подготовки педагога к предстоящей аттестации до отдельных пунктов.  При этом не следует забывать, что вся процедура психологического сопровождения педагога требует особой деликатности и корректности, в противном случае может быть получен отрицательный результат.

Эффективное сопровождение аттестации требует соответствующих организационно-педагогических условий ее обеспечения, под которыми мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер, необходимых для эффективного функционирования всех  компонентов процесса сопровождения аттестации педагогического работника. При этом под педагогическими мерами мы подразумеваем:

-                   ведение постоянно обновляемого банка персонифицированных данных педагогических работников, созданного  в рамках совместной деятельности с ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления». Банк позволяет осуществлять мониторинг повышения квалификации педагогических работников за любой промежуток времени, выявлять проблемы и своевременно корректировать данный процесс;

-                   создание банка данных по педагогам, достигшим высоких результатов  в профессиональной деятельности, в частности, во владении современными образовательными технологиями или методиками с целью обобщения и распространения их передового опыта посредством привлечения к обучающим семинарам, мастер-классам и др., проводимых в рамках  сопровождения аттестации;

-                   изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях (прежде всего деятельность школьных методических объединений) по вопросам подготовки педагогов к аттестации, определение направлений ее совершенствования;

-                   выявление затруднений сотрудников методических служб в обозначенной профессиональной области;

-                   систематическое повышение профессиональной компетентности специалистов методических служб по разным аспектам сопровождения аттестации педагогических работников в системе непрерывного образования.

Следует подчеркнуть, что разработанная система имеет универсальный характер, который заключается в возможности ее адекватного использования на всех организационных уровнях методической службы: от уровня образовательного учреждения, до муниципального и районного. При этом компоненты системы выступают в качестве базиса для формирования плана сопровождения аттестации педагогических работников одинаково для всех уровней методической службы (ОУ, муниципального/районного). Ниже представлена примерная структура плана сопровождения аттестации педагогических работников .

План

сопровождения аттестации педагогических работников ОУ/муниципального/районного методического центра/кабинета

на 20__-20__ уч. год

 

№№

Наименование меро­приятия

Цель мероприятия

Планируемые сроки

Ответствен­ные

1. Аналитико-диагностическое сопровождение

1.1.

       

1.2.

       

1.3.

       

            2. Информационное сопровождение

1.1.

       

1.2.

       

1.3.

       

3. Организационно-методическое сопровождение

1.1.

       

1.2.

       

1.3.

       

4. Учебно-методическое сопровождение

1.1.

       

1.2.

       

1.3.

       

5. Психолого-педагогическое сопровождение

1.1.

       

1.2.

       

1.3.

       

6. Консультационное сопровождение

1.1.

       

1.2.

       

1.3.

       

В свою очередь на основании планов образовательного учреждения и плана муниципального либо районного методического центра или кабинета аттестуемый педагог формирует свой план индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации,  руководствуясь принципами вариативности (выбор мероприятий по усмотрению самого педагога) и добровольности (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура формирования плана индивидуального маршрута педагога в подготовке к аттестации

Таким образом, план индивидуального маршрута педагога объединяет в себе мероприятия, организованные как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном или районном уровне, обеспечивая тем самым реализацию системного подхода в решении рассматриваемой нами проблемы. Примерные разделы плана представлены ниже.

Структура плана

индивидуального маршрута педагога в подготовке к аттестации

-                   Ф.И.О. педагогического работника, предмет, ОУ;

-                   вид  предстоящей аттестации (обязательная, добровольная);

-                   дата предстоящей аттестации;

-                   перечень мероприятий, выбранных из плана сопровождения аттестации педагогических работников  ОУ и плана работы (соответствующего раздела) муниципального или районного методического центра или кабинета по направлениям: аналитико-диагностическое, информационное, организационно-методическое, учебно-методическое, психолого-педагогическое;

-                   уровень мероприятия (уровень ОУ, муниципальный/районный);

-                   сроки проведения мероприятий;

-                   сотрудники методической службы, ответственные за проведение мероприятий;

-                   отметка о выполнении запланированного мероприятия.

В целях отслеживания реализации педагогом плана индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации методическое объединение образовательного учреждения, в рамках ежегодного подведения итогов деятельности, может выслушивать творческий отчет педагога о результатах выполнения запланированной на год работы. На основании сделанного отчета руководитель методического объединения может написать заключение или аналитическую справку, содержащую анализ работы педагога по выполнению плана, перспективы аттестации на намеченную (в плане) квалификационную категорию, а также в случае необходимости дать соответствующие рекомендации.

Подводя итог сказанному, считаем возможным предположить, что реализация разработанной системына всех уровнях методической службы позволит обеспечить единое пространство по сопровождению аттестации педагогических работников, что сделает данный процесс более управляемым, прозрачным, гибким, а значит, и более эффективным. И что самое важное, в значительной степени повысит шансы педагога на успешное прохождение аттестации.


Литература

1.                 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998, 2003.

2.                 Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – Киев:  Рад. школа, 1985. – 236 с.

3.                 Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Педагогика»).

4.                 Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.

5.                 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

6.                 Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2011.

7.                 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").

8.                 Роджерс К. Свобода учиться. – Издательство «Смысл», 2002.

9.                 Сапожникова И.В. Компетентностный подход к управлению профессиональным развитием методиста-предметника. Среднее профессиональное образование.-2011.- №4.- С.3-9.

10.            Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Категория: Мои файлы | Добавил: Елена
Просмотров: 1615 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz